Сертификат ИСО 9001: главные аспекты менеджмента качества

Аббревиатура ISO — International Organization for Standardization расшифровывается как Международная организация стандартизации (ИСО). Это система призвана поддерживать разработку сертификации, направленной на системное развитие менеджмента.

Качество и его проверка

Что касается сертификата ИСО 9001, то он создан для того, чтобы отразить индивидуальность и особенности каждой организации, снизить управленческие затраты. По идее, он направлен на увеличение довольных потребителей, а так же чтобы сбалансировать ожидания и требования работников самой организации. Если говорить конкретнее, то по требованиям стандарта качества, организация обязана:
1. Самостоятельно определить те процессы, которые необходимы для соблюдения менеджмента качества, а после активно их применить;
2. Определить последовательность процессов и установить взаимосвязь;
3. Узнать, какие методы помогут обеспечить результативность процессов, как при их применении, так и в их управлении;
4. Поддерживать их активность и мониторинг, обеспечив работников необходимой информацией и ресурсами;
5. В соответствии с полученными или ожидаемыми результатами, постоянно анализировать процессы стандарта.

Если организация по каким-либо причинам не хочет самостоятельно заниматься этим. Она может передать эти полномочия сторонней компании. Однако процесс управления остаётся за ней.

Время получения сертификата

Как таковой обязанности в получении сертификата ИСО 9001 в какое-то определённое время нет. Всё зависит полностью от руководства. Хотя, как показывает практика, если инициатива исходит от сотрудников, то его получение проходит гораздо эффективнее, быстрее и качественнее.

Всё же лучше получить этот документ до того, как он станет действительно необходим. Например, участие в тендере может потребовать обязательное наличие данного сертификата качества. А чтобы его получить, уйдёт от 1 месяца до полугода, в зависимости от самой компании.

Конечно, можно приобрести в срочности фиктивное соответствие системы менеджмента качества. Но это чревато тем, что комиссия тендера этот сертификат может проверить, и тут уже придётся заплатить приличную сумму. Да и потеря доверия, «лица», которые накапливаются годами, тоже вещь деликатная. Просто так сразу она не вернётся.

Помимо этого ИСО 9001 может понадобиться в случае получения кредита и страховании. И в том и в другом случае условия будут гораздо привлекательнее.

Стандарт ИСО — главное

Что даёт сертификат ИСО, когда на рынке крайне много компаний с аналогичными услугами и похожей продукцией? Приведём примеры:
• Доверие и имидж фирмы в глазах партнёров, клиентов и даже самих сотрудников неуклонно растёт;
• Конкурентоспособность также имеет свойство повышаться;
• Если грамотно воспользоваться системой и выполнять необходимые требования, ИСО 9001 не только поспособствует обеспечению контроля и планирования, но и улучшит финансовое положение;
• Появляется возможность участвовать в тендерах, а также выйти на международные рынки.

Разве эти преимущества не стоят того, чтобы потратить некоторый период времени на его получение?! Скорее всего, нет.

Принципы и требования сертификата

У стандарта качества есть восемь основных принципов, придерживаться которых стоит обязательно:
— первый — это ориентация на потребителя. В эту категорию входят не только конечные пользователи выпускаемой продукции, но и сами сотрудники. А именно: все отделы, взаимодействующие друг с другом, и передающие по цепочке продукт;
— второй — это руководство. Сотрудники и руководство должны работать в одной команде, принимая взаимовыгодные для себя и будущего организации решения;
— третий — это работники. Каждый из них просто обязан видеть свой вклад в улучшении качества услуги или товара;
— четвёртый — это подход к процессу. Процесс сам по себе является деятельностью с выходом-входом и результатом. А стандарт ИСО 9001, в связи с этим, ориентирован на потребность, возможность и слабое место рабочих;
— пятый — это подход к системе. Главное, что должен уметь руководитель, — это найти компромисс между отделами, а при помощи внедрённой системы качества это будет сделать проще;
— шестой — это постоянное стремление к улучшению;
— седьмой — это факты. Любое решение должно быть принято только после исследования всех фактов. В частности, к ним можно отнести жалобы, оценки, отчёты, аудит, анализ, выводы по планам и похожее;
— восьмой — это поставщики. Отношения с ними всегда должны быть взаимовыгодными и доверительными.

Что же касается требований к системе качества, то они делятся на составляющие, а именно:
— ответственность руководства,
— систему качества,
— анализ контракта,
— управление проектами,
— документами и данными,
— закупки, продукция (управление, прослеживаемость, идентификация),
— управление процессами и оборудованием,
— испытания,
— управление даже продукцией, которая не соответствует требованиям,
— хранение и упаковка, поставка и консервация,
— регистрация данных,
— внутренняя проверка качества,
— кадровая подготовка,
— техобслуживание,
— статистика.

Каждый из этих пунктов содержит свои обязательные условия, соответствующие ГОСТ ИСО. В целом, в них нет ничего нового и сверх способности при их соблюдении не нужны.

Послесловие

Естественно, как это бывает в любой системе, у стандарта ИСО 9001 есть свои недостатки. К ним можно отнести бумажную работу. То есть заполнение разных анкет, отчётов, протоколов и далее. Тем не менее, без этого объективное решение принять крайне трудно. Следующее, что можно отнести к минусу — это отношение самих организаций к стандартам. Если они считают его получение всего лишь очередной формальностью, то цена за него становится просто непомерно высокой. И, пожалуй, третий недостаток — это неминуемая перестройка внутри компании после приобретения сертификата. А это означает, что чем раньше будет он получен, тем меньше психологических и моральных затрат придётся потерять как руководству, так и сотрудникам.
20.05.2018г

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.