Законно ли исчисление индивидуальным предпринимателем налога на добавленную стоимость из цены реализации имущества


Между муниципальным образованием, от имени которого действовал департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа, и индивидуальным предпринимателем заключен договор купли — продажи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства по цене, определенной независимым оценщиком, с оплатой в рассрочку. Законно ли исчисление предпринимателем налога на добавленную стоимость из цены реализации имущества?

Правильно ли считать, что цена продажи объекта независимым оценщиком определена с учетом НДС и в силу налогового законодательства предприниматель обязан исчислить НДС, либо цена приватизируемого имущества в договоре купли-продажи не может содержать указания на сумму налога на добавленную стоимость в стоимости приватизируемого имущества, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено право продавца при реализации государственного имущества, рассчитывать и включать в стоимость продаваемого имущества сумму налога на добавленную стоимость и требовать от покупателя о его оплаты.

Статья 217 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона №159-ФЗ от 22 июля 2008 года отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные этим Законом, регулируются Федеральным законом №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Федеральный закон №178-ФЗ). Пунктом 4 ст.3 Федерального закона №178-ФЗ предусмотрено, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным этим Законом, применяются нормы гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Положениями Федерального закона №159-ФЗ от 22 июля 2008 года и Федерального закона №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года не предусмотрено применение налогового законодательства к отношениям, возникающим в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие требованиям, названным в этой законодательной норме, пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 8 Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года проведение оценки объектов оценки является обязательным при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Статьей 11 Закона установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, которые не указывают на обязательность определения итоговой величины стоимости объекта оценки с учетом налога на добавленную стоимость. Положениями Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от №254 от 20 июля 2007 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации №10009 от 20 августа 2007 года), в числе требований, предъявляемых к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, методологии оценки и расчетов, не содержится указаний на определение стоимости объекта оценки с учетом налога на добавленную стоимость. В силу статьи 12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

Прав ли предприниматель, считая, что рыночная стоимость определенная оценщиком для совершения сделки по отчуждению имущества и операция по реализации этого имущества облагается налогом на добавленную стоимость, основываясь на правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 3139/12 от 18 сентября 2018 года.

Правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, как на это и указано в Постановлении № 3139/12, применима только в том случае, если иное не доказано стороной. В Постановлении разъяснено: при данном подходе указание на то, что рыночная стоимость объекта для цели совершения сделки была определена оценщиком без учета налога на добавленную стоимость, должно следовать из отчета.

Также содержание договора купли-продажи недвижимого имущества, приобретаемого в порядке, предусмотренном статьями 3, 9 Федерального закона №159-ФЗ от 22 июля 2008 года, регулируется нормами гражданского законодательства, к условиям такого договора не применяются налоговое законодательство и рекомендации федеральных органов исполнительной власти по применению норм налогового законодательства. Гражданское законодательство не предусматривает возможность уменьшения на сумму налога на добавленную стоимость ранее согласованной сторонами договорной цены имущества, определенной независимым оценщиком, в которую сумма налога не включалась.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.