Как покупателю товара ненадлежащего качества восстановить нарушенные права

Как нужно поступать потребителю при выявлении в купленной продукции неполадок, которые несовместимы с выполнением ей своих функций? Прежде всего, необходимо выяснить, когда был обнаружен дефект в товаре: во время действия гарантийного срока или после его окончания. Следует отметить, что не каждый товар подлежит гарантийному обслуживанию. На некоторые виды продукции его и вовсе не устанавливают. От присутствия или отсутствия зависят конкретные права и порядок действий пострадавшего потребителя.

Например, для продукции, на которую производитель или продавец установил гарантийный срок, характерна ответственность продавца за найденные дефекты и неполадки, если тот не сможет представить доказательства того, что они появились после передачи покупки потребителю из-за несоблюдения потребителем условий эксплуатации продукции или ее хранения. На продавца не накладываются никакие санкции и в том случае, когда им доказано, что недостатки возникли по причине определенных действий лиц, не участвовавших в сделке купли-продажи или возникновения форс-мажорных обстоятельств. Иными словами, при существовании срока гарантийного обслуживания на продукцию, в отношении потребителя применяется своего рода «презумпция невиновности». Продавец подвергается наказанию по причине действия общего правила. Суть последнего состоит в том, что пострадавший покупатель не обязан представлять доказательства нарушающих закон действий продавца или его виновности. Требуется только доказать, что дефекты в приобретенной продукции появились во время действия срока гарантийного обслуживания. На практике это можно сделать путем оформления специальных документов о дефектах товара, составления и отправления претензий с требованием исправить все неполадки и дефекты и проч.

Совершенно иначе дело обстоит тогда, когда потребитель приобрел продукцию, у которой гарантия отсутствует. В подобной ситуации продавец несет ответственность за дефекты продукции в том случае, если потребитель сможет представить доказательства, что дефекты продукции появились еще до того момента как потребитель получил ее или по основаниям, появившимся до указанного обстоятельства. Последовательность действий покупателя отличается однозначностью. В основе системы доказательств лежит обращение в независимое экспертное учреждение для проведения соответствующего исследования. Основными вопросами эксперту при этом являются причины появления тех или иных дефектов продукции и время их возникновения.

Необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что претензии, связанные с дефектами продукции, на которую не распространяется законодательное требование установления гарантийного срока, могут быть направлены потребителем при условии, что дефекты приобретенной у продавца продукции оказались выявлены в разумный период времени, но не позднее, чем по прошествии 24 мес. с момента получения приобретенной продукции от продавца или в рамках большого периода времени (если он предусмотрен законодательством или положениями конкретного договора).

Соответствующая последовательность действий используется тогда, когда период гарантийного обслуживания продолжается меньше 24 месяцев. Если дефекты продукции окажутся выявлены потребителем после прекращения действия срока гарантии, но не позднее 24 месяцев с момента получения товара потребителем, то в соответствии с законодательством другая сторона договора купли-продажи будет отвечать, если потребитель сможет доказать, что дефекты продукции появились до того, как он получил ее от продавца или, неполадки возникли по причинам, появившимся до указанной передачи.

Последствия вручения продукции низкого качества будут аналогичны как для продукции с наличием периода действия гарантии, так и для продукции с его отсутствием.

В соответствии с действующим законодательством, если продавец заблаговременно не предупредил о наличии дефектов в приобретенной продукции, то потребитель, купивший подобную вещь, имеет право по собственному выбору потребовать от другой стороны договора купли-продажи:

  • Разумного снижения стоимости товара;
  • Бесплатного устранения дефектов продукции в адекватный период времени;
  • Компенсации своих понесенных растрат на устранение дефектов продукции.

Вместе с тем при значительном несоблюдении условий качества продукции (выявления неисправимых дефектов; дефектов, требующих для устранения больших денежных затрат или долгого периода времени; возникновение дефектов многократно и т.п.) список правомочий потребителя изменяется. В частности, потребитель на свое усмотрение: отказывается покупать такой товар и ходатайствует о возвращении заплаченных за продукцию денег; требует обмена продукции низкого качества на ее аналог с надлежащим качеством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.