Как привлечь инвестора

Развитие бизнеса, расширение круга услуг и товаров, деловые отношения с банками требуют привлечения инвестиционных средств. Для компании наличие инвестиций означает появление новых возможностей развития и партнера, готового разделить с ней риски, успех и неудачи проекта.

Стратегия вкладчика капитала

Для инвестора важно оценить перспективы проекта, будущее компании, чтобы в дальнейшем получить достаточную прибыль, в особенности в период интенсивного роста проекта (3–6 лет). Инвесторы предпочитают вкладывать средства в развивающийся бизнес, на этапе его минимальной стоимости.

Вложение средств под проекты перспективных направлений бизнеса — определяющая стратегия инвестора. На примерах экономики отрасли он прогнозирует степень потенциала роста и шансы получения отдачи. Деньги выдаются непосредственно под конкретные расходы, вкладчик контролирует инвестиции.

Направление интересов инвестора, его видение проектов, сферы целенаправленного вложения средств — эти сведения представлены на официальном сайте. Ознакомившись с ними, предприниматель оценивает соответствие разработанного проекта критериям инвестора.

Письменное коммерческое предложение

Сопроводительное письмо в объеме 5–6 строчек содержит:

• короткое приветствие, указание своей должности и компании;

• цель проекта — новый товар или услуга, расширение работающего бизнеса за счет выкупа конкурирующей фирмы, кооперация с родственной компанией;

• сфера деятельности компании;

• необходимая сумма инвестиций, варианты окупаемости;

• детали проекта прилагаются в презентации.

Просмотр письма занимает 3 минуты, если изложенная информация не произвела впечатления, инвестор переходит к другому конверту, даже не взглянув на презентацию. Если направление бизнеса и размер вложений заинтересовали инвестора, он начнет изучать проект.

На первую письменную презентацию представляются характеристики и показатели компании. Бизнесмен знакомит вкладчика с проектом. Положительное впечатление создает грамотно изложенный, четко структурированный проект в формате легко воспринимаемой информации:

1. В сжатом виде — это представление на одной странице или слайде. Приводятся краткие сведения: назначение, владельцы бизнеса, команда, опыт предпринимательства в указанном направлении.

2. Комплект из 3–10 слайдов с детальной, упорядоченной по категориям информацией. Профиль собственников бизнеса, менеджмент компании, тенденция развития, прогнозируемые показатели прибыли.

Подробности пока не освещаются, их обсуждение откладывается до личной встречи.

Оформление презентации

Подготовленный материал оформляется с соблюдением современного, яркого дизайна. Предоставляются обязательные элементы презентации:

• схемы, графики, таблицы, иллюстрирующие развитие предприятия за последние годы, сведения о конкурентах;

• формат, адаптированный для просмотра на смартфоне, планшете;

• соблюдение пропорций в расстояниях, отсутствие описок в тексте, привлекательный стиль слайдов.

Деловому человеку некогда читать длинный монотонный текст. Уместно короткое изложение в виде тезисов, которые займут одну минуту чтения. Заинтересованный инвестор запросит нужные материалы.

Первая встреча с инвестором, представление проекта в офисе

В случае заинтересованности инвестор назначает личное собеседование в офисе компании. Предстоит подготовка выступления. На встрече излагаются логика развития бизнеса, видение особенностей рынка. Детальная информация подготавливается на основании бизнес-плана и включает:

1. Планируемая дата запуска, поэтапные сроки выполнения проекта. Размеры собственных и привлеченных средств.

2. Особенности рынка, сведения об объемах производимого конкурентами продукта, покрывают ли они нужды региона. Преимущество представляемого проекта перед конкурентами.

3. Описание продукции и используемая технология.

4. Финансовые показатели проекта, источники финансирования, размер необходимых инвестиций, план их использования.

5. Ожидаемая эффективность вложений.

Тенденция роста компании быстрее рыночного темпа, подтвержденная графиком выручки за предыдущие периоды, бюджетом на текущий год и планом на следующий — убедительные аргументы для инвестора.

Не стоит чрезмерно приукрашивать реальную картину, завышать ожидаемый результат, не соответствующий действительному рыночному прогнозу.

Уместна объективная оценка работы, без излишней критики. Здесь важны нюансы. Прежде подчеркнуть сильные стороны предприятия и перспективы отрасли. Трудности в работе представить, как дополнительные возможности:

• негативные моменты бизнеса отнести к рискам, заметить, что над их устранением идет работа;

• объективная характеристика руководителя, менеджера; подчеркнуть слаженность в команде, опыт, наличие мотивации к работе;

• приоритетные и второстепенные направления.

Сведения о собственнике компании — его профиль, какие проекты выполнял прежде, в чем достиг успеха. Каким образом владелец создал или купил бизнес, как заработал средства.

Финансовая модель проекта

Это вопрос первостепенного интереса для привлечения инвестиций. Модель представляет собой таблицу, где по горизонтали проставлены сроки, по вертикали финансовые статьи с их детализацией. Параметры модели — доходы, издержки, налоговые платежи, статьи расхода инвестиционных средств, чистая прибыль.

В дополнение к этому компания разрабатывает и тщательно проверяет 3 сценария развития с разным уровнем ожидаемого дохода и возникающих рисков:

1. Базовый вариант, первоочередной с реалистичным развитием бизнеса и наиболее вероятным прогнозом. Доходность выше 10–15 % обосновывается, указывается степень риска.

2. Пессимистичный, негативный вариант, на случай не оправдавшихся ожиданий с минимальным доходом.

3. Оптимистичный, позитивный, когда проект превысил ожидания, прибыль максимальна. При доходности больше 30 % инвестор утраивает вложения за 3–4 года.

Каждый сценарий обосновывается цифровыми показателями. Отмечается, что главный упор делается на базовый сценарий, а другие варианты приведены для оценки возможностей проекта. Норму доходности компания не называет, юридически не оформляет. Анализ периода окупаемости приводится без гарантии сроков, так как будущее неопределенно.

Выбор инвестора

Сделка приближается к заключению контракта. До того, как подготавливать и подписывать соглашение, не лишне присмотреться к будущему компаньону. Общение с инвестором поможет оценить его знания, опыт, наличие связей в бизнес среде, способность помочь в реализации замысла. Дополнит информацию знакомство с бизнесменами, которых он инвестировал.

Поиск инвестора мероприятие сложное, требующее от компании вложения не малых усилий. Результатом удачно вложенных средств будет развитие бизнеса и получение дохода инвестором в течение длительного периода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.